Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов


страница1/2
ob.na5bal.ru > Право > Программа
  1   2



Программа

практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

«Голография слова»

для учащихся 7-9 классов

(105 часов)

Автор: Тютюнникова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьск

Ямало-Ненецкого автономного округа

Эл. адрес: Tututan@mail.ru

Пояснительная записка
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся». При этом духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Знание сущности моральных ценностей и умение создать собственное высказывание на духовно-нравственную тему включено в содержание Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе и Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе. Кроме этого, выпускное сочинение в 11 классе, являющееся формой допуска к итоговой аттестации, предполагает оценивание уровня сформированности умения развёрнуто отвечать на проблемный вопрос нравственного характера, умения высказываться на предложенную тему, приводя доводы, литературные аргументы и примеры из жизни.

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности «Голография слова» направлена на организацию духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся посредством использования инновационных методик и нетрадиционных подходов в работе со словами духовно-нравственной тематики. Программа предполагает интегративность духовно-нравственного формирования и развития личности, происходящего в урочной деятельности, в частности на уроках русского языка и литературы.

Обращение к проблеме духовно-нравственного развития и воспитания личности в настоящее время является актуальным, поскольку российское общество переживает нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни (потеряны жизненные и нравственные ориентиры). Среди характеристик нравственной сферы личности отмечают: слабость нравственно-этических знаний, несформированность нравственных привычек, отсутствие единства между нравственным сознанием и поведением.

Актуальность программы определена тем, что обучающиеся, используя в своих устных и письменных высказываниях духовно-нравственные понятия, не всегда могут дать определение словам данной тематической группы, допускают смешение некоторых понятий, например, таких, как «ответственность», «долг», «обязанность». Учащиеся, не понимая сущности морально-нравственных категорий, неверно аргументируют собственные доводы.

Новизна программы заключается в том, что использование нетрадиционных подходов, оригинальных методов, инновационных форм и приёмов в работе со словами конкретной тематической группы направлено на достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Работа со СЛОВОМ представлена не с позиций формально-грамматических, но в первую очередь, с нравственно-эстетичеких (слово живое, очеловеченное).

Цель программы - создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России, формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Задачи:

- формировать представление о сущности духовно-нравственных понятий через лексико-орфографическую работу;

- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

- формирование представления о «секретах оживления языка», ввести обучающихся в мир науки о языке, ощутить его как стройную гармоничную систему;

- приобщить обучающихся к искусству слова; помочь им понять и почувствовать эстетическую и нравственную ценность русского языка;

- формировать умение обучающихся участвовать в устной и письменной речи; аргументированно высказывать свою точку зрения;

- формировать умение раскрывать смысл морально-этических единиц языка через анализ жизненных ситуаций, контекст;

- учиться строить устные и письменные высказывания на духовно-нравственные темы.

Программа внеурочной деятельности «Голография слова» рассчитана на 3 года обучения (с 7 по 9 класс) – 105 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год. Форма контроля – защита проекта.

В основу программы положена работа со словами духовно-нравственной тематики: совесть, добро, доброта, мужество, честь, достоинство, дружба, душа, вера, человечность, любовь, красота, самовоспитание, сострадание и т.п.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному формируется представление о значении слова, его роли в контексте, значимости соблюдения морально-нравственных норм, развитии духовности и гражданственности.

1 блок – «Путь к слову» (7 класс) содержит разделы: «Вкус слова», «Слово. Чувство. Образ», «Слово-магнит», «Слово – центр», «Экология слова». Каждый обучающийся выбирает слово из предлагаемого перечня, затем составляет интеллект-карту «Путь к слову», где рассматривается и анализируется языковая сторона основной единицы языка.

2 блок – «Жизнь слова» (8 класс) содержит разделы: «Слово в поэзии», «Слово в прозе», «Слово в публицистике», «Слово в сети Интернет», «Культура слова». Анализ текстов разных стилей позволит рассмотреть «жизнь» слова в контексте, в разных значениях и разных ситуациях.

3 блок – «Искусство слова» (9 класс) содержит разделы: «Учимся рассуждать», «Сочинение – свидетельство мысли», «Как слово наше отзовётся», «Душа слова». Создание собственных текстов духовно-нравственной тематики завершает курс работы со словом. Это аналитическая работа, позволяющая осознанно, аргументированно работать с единицей языка, несущей нравственное смысловое значение.

Практико-ориентированный курс «Голография слова» предполагает интегративность программ предметов «Русский язык», «Литература», «Риторика» при этом в программе внеурочной деятельности нет дублирования тем, изучаемых в 7-9 классах по вышеуказанным предметам. Программа расширяет и углубляет базовый школьный курс, дополняет его, предполагает деятельность, содержательно выходящую за рамки базового школьного курса.

Механизм реализации программы

Реализация программы предполагает использование следующих технологий и их элементов: технологии проблемно-развивающего обучения, игровых технологий, технологии «Творческая мастерская», технологии проектного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения, педагогики «сотрудничества», информационно- коммуникационной технологии.

Ведущими методами реализации программы являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, языковые эксперименты и опыты, исследовательская работа, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые.

Педагогические средства и формы работы:

  • работа со словарями, справочной литературой и Интернет-ресурсами;

  • создание интеллект-карт (ментальных карт) «Путь к слову»;

  • создание кластеров;

  • создание творческих и исследовательского проектов;

  • написание сочинений-рассуждений;

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;

  • просмотр кинофильмов, фрагментов кинофильмов, презентаций, работа с аудиофайлами, чтение художественных произведений;

  • создание словаря-справочника морально-этических понятий;

  • анализ публицистических и художественных текстов нравственной проблематики (Д. Гранин, Д.С. Лихачёв, И.А. Ильин);

  • создание текстов разных видов и жанров;

  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о словах нравственной тематики; 

- овладение навыками выполнения лексическо-грамматического анализа слова;

- овладение основами лексико-орфографической грамотности;

- знание (на уровне обобщенных представлений) результатов наиболее интересных исследованиях в области лингвистики;

- умение анализировать тексты духовно-нравственной тематики;

умение создавать тексты духовно-нравственной проблематики.

Практические результаты работы:

  1. Интеллект-карты «Путь к слову».

  2. Презентации.

  3. Творческие и исследовательские проекты.

  4. Словарь морально-этических понятий.

  5. Сочинения разных видов и жанров.

Учебно-тематический плане



п/п

Темы

Колич.

часов

7

класс


Введение


1

1.

Путь к слову

7

2.

Вкус слова

5

3.

Слово. Чувство. Образ

6

4.

«Слово-магнит»

5

5.

Слово – центр

5

6.

Экология слова

5




Итоги

1




ИТОГО

35

8

класс


Введение


1




Слово в поэзии

5




Слово в прозе

6




Слово в публицистике

5




Притчи как основа для размышления на морально нравственные темы

5




Слово в Интернете

6




Культура слова

6




Итоги

1




ИТОГО

35

9

класс


Введение


1




Учимся рассуждать

7




Что мы знаем о типах речи? Повторяем, узнаём новое

5




Структура текста рассуждения. Языковые средства связи

5




Формулируем тезис. Приводим аргументы (доказательства). Делаем вывод

7




Сочинение-свидетельство мысли

7




Сборник наших работ

3




Итоги

1




ИТОГО

35









  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconРабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа предназначена для 5 класса, составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconПрограмма внеурочной деятельности 1-4х классов, обучающихся по фгос...
Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconОсновы духовно-нравственной культуры народов России Цель курса
Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconУчебная программа элективного курса для учащихся 10-11 классов в...
Учебная программа «Основы психологии» разработана для учащихся старших классов общеобразовательной школы. Данный курс может преподаваться...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов icon«Праздники России»
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики : Программа курса для 4 класса общеобразовательных учреждений,...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconРабочая программа по однкнр основы духовно-нравственной культуры народов россии для 5 класса
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconПроекта: «Санкт-Петербург. Финляндия. Диалог двух культур»
Целью его является выявление и поощрение учащихся старших классов, обладающих индивидуальным отношением к жизни, культуре, искусству...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 10 классов общеобразовательных...
Программа факультативных занятий «Всемирная история в тестах и задачах» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих всемирную...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconУчебно-методический комплекс : Программа: Табарданова Т. Б. Региональная...
Табарданова Т. Б. Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной...

Программа практико-ориентированного курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Голография слова» для учащихся 7-9 классов iconСамообразования
Расписание занятий и охват учащихся в дополнительном образовании во внеурочной деятельности


Обществознание




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ob.na5bal.ru
..На главную