Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 2015-2016 учебный год 10 класс Ответы на олимпиадные задания по обществознанию 10 класс Общая сумма баллов за выполнение всей работы баллов – 79. Время работы – 1 час 30 мин. 1 часть работы 60 минут, 2 часть – 30 минут. Заданий – 8. ЗАДАНИЕ 1. Ответ:
Всего 4 балла: по 0,5 б. за каждый правильный ответ. ЗАДАНИЕ 2. Ответ:
По 0,5 балла за каждый правильный ответ. Всего 5 баллов. ЗАДАНИЕ 3. Всего за задание 16 баллов. 3.1. Ответ:
По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего:12 б. 3.2. Ответ: Не совместимые мысли, высказывания, суждения не могут быть одновременно истинными. За составление закона 4 б. ЗАДАНИЕ 4. Ответ: Философия реальности рассматривает вопросы, важные для всех форм осмысления действительности. Как и любые философские вопросы, они сложны и относятся к категории «вечных», то есть периодически возникают, становятся актуальными и требуют решения на базе научного знания. Геронтологические проблемы находятся в непосредственной связи с онтологическими. Попытка игнорировать данную связь обуславливает односторонность позиции исследователя, рождающую противоречия, которых на определенном этапе развития можно было бы избежать. … Структура познания не ограничивается проблемой отношения субъекта и объекта. Идеальное воспроизведение действительности осуществляется при помощи различных форм чувствительного и рационального познания. Данные стороны имеют специфические черты, несводимые друг к другу, то есть процесс познания всегда реализуется в противоречивом единстве этих сторон. 1) Философия познания рассматривает вопросы… (Реальность без познания никакие вопросы решить не может) 2) Гносеологические проблемы находятся в непосредственной связи с онтологическими. (Познание изучает не геронтология, а гносеология и она находится в непосредственной связи с онтологическими проблемами.) ЗАДАНИЕ 5. Ответ:
За каждый верный ответ 1 балл. Всего 14 баллов. ЗАДАНИЕ 6. Всего 5 баллов: По 1 б. за каждую верно выбранную позицию. 6.1. Ответ: 2, 3, 5 6.2. Ответ: 3, 4. 12 ЗАДАНИЕ 7. Решите кроссворд. За каждый правильный ответ по 1б. Всего 12 б.
По горизонтали: 2. Автор учения об «идеальном государстве». 3. Автор теории о двух противопоставляемых «обществах» – «граде земном» и метафизическом «граде божием (Церкви)». (Ответ состоит из двух слов с указанием эпитета, относящегося к христианским подвижникам). 4. Основатель теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. 5. Мыслитель Нового времени, создатель теории общества и государства. Основной его труд называется «Государь». 6. Он известен как создатель учения о протестантской этике и её влиянии на развитие капитализма. 7. Сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего. 8. Основоположник структурно-функционалистского направления в социологии. 9. Основоположник теории общественного договора. 10. Родоначальник социологии позитивистского направления в социальной науке. 11. Автор идеи о «социальных лифтах». 12. Разработал концепцию предмета социологии, считается классиком теории социологического метода (подход – «социальный реализм»). По вертикали: 1. Первый научным языком выразил христианскую концепцию о государстве (ответ состоит из двух слов – полное имя). ЗАДАНИЕ 7. За каждый правильный ответ по 1б. Всего 12 б. Ответ: По горизонтали:
По вертикали: 1. Фома Аквинский ЗАДАНИЕ 8. Комментарий к ответу. Всего за правильные, полные и оригинальные ответы на вопросы 19 баллов. 8.1. О чем повествует эта притча? Дайте краткий ответ. За аргументированный полный ответ до 5 б. Важно, чтобы обучающийся отразил понимание глубокой сути притчи: о том, что мудрость заключается не в знании ради знания, а в перспективном видении дел и их последствий, способности предугадывать будущее; о том, что сила человека в победе над самим собой, и в этом суть духовного возрастания; о том, что богатство не в деньгах и обильном благосостоянии, а в счастье и довольстве своей долей в жизни; о том, что смысл жизни человека – жить для других, в заботе о своих ближних, что даёт ему взаимную любовь, уважение и прибавляет силы духа, способствующие творческому долголетию; о том, что не прибавляет духовного возрастания и сокращает жизнь человека праздность, ленность ума, беззаботность и самоуспокоение. Исходя из глубины ответа, эксперт самостоятельно определяет балл. 8.2. Какой урок можно извлечь из этой притчи? Назовите не менее трёх позиций. За способность соотнести с жизненным опытом, наличие жизненных примеров до 7 б. Целесообразно, чтобы в ответе на данный вопрос были отражены несколько сторон: уроки положительного влияния мудрых людей и самовоспитания на жизнь человека, его духовное начало, способность понять смысл жизни, дружбы и любви, подвигнуть на саморазвитие и самосовершенствование; уроки положительного влияния добрых дел, заботы о ближних и «братьях наших меньших»; уроки самопожертвования для Бога и близких, как ступени духовного роста. 8.3. Попробуйте составить обязательное напутствие читающему по принципу «Делай так, а не иначе». За оригинальность и практическую ценность, своеобразие рекомендуемых правил жизни до 7 б. В ответе на данный вопрос могут быть сформулированы (составлены) некоторые правила поведения человека, стремящегося быть мудрым, сильным, истинно богатым, физически, психически и духовно здоровым. Напутствие может быть в форме некоего малого морального кодекса. Например:
Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. |
![]() | Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией рф? | ![]() | Физиологические, социальные, престижные, духовные, экзистенциональная –потребность человека |
![]() | Установите верность или ложность утверждений («Да или нет») и занесите ответы в таблицу | ![]() | Установите верность или ложность утверждений («да» или нет») и занесите ответы в таблицу |
![]() | За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов. За один неправильный ответ 0 баллов | ![]() | Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ... |
![]() | Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ... | ![]() | Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ... |
![]() | Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ... | ![]() | Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ... |