Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2015-2016 учебный год Олимпиадные задания по обществознанию
7 класс
Шифр _____ Уважаемый участник Всероссийской Олимпиады школьников по обществознанию!
Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места.
Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 64 балла
Время работы – 1 час 20 минут
I ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 1.
6
3
3
«Да или нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
За каждый правильный ответ 1 б. Всего 6 б.
1.1. Социальные процессы не связаны с изменениями в обществе.
1.2. Применение SMS в системе мобильной связи, как фактора межличностного общения, не обедняет русский язык.
1.3. Лучшим типом семейного воспитания является сотрудничество детей и родителей.
1.4. В современном мире растет количество покупок, которые осуществляются через Интернет.
1.5. Урегулировать социальный конфликт можно с помощью силы.
1.6. Лидером может быть только человек с сильным характером.
Ответ:
-
4
ЗАДАНИЕ 2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
За каждый правильный ответ 1 б. Всего 4 б.
2.1. Слово экономика в переводе с греческого языка обозначает
а) рациональное распределение благ
б) управление домашним хозяйством
в) занятие сельским хозяйством
г) способы обработки земли
Ответ: _________
2.2. Как называется деятельность человека, связанная с преобразованием природы?
а) практическая
б) духовная
в) потребительская
г) социальная
Ответ: _________
2.3. Поведение человека в традиционном обществе в основном регулировались:
а) обычаями;
б) корпоративными нормами и принципами, цеховыми уставами;
в) конкретными указаниями светских правителей и господствующей церкви;
г) эстетическими нормами;
д) неписанными законами.
Ответ: _________
2.4. Человека от животного отличает способность
а) заботиться о потомстве
б) добывать пищу
в) трудиться
г) использовать природные материалы
Ответ: _________
6
ЗАДАНИЕ 3. Решите социологическую задачу, ответьте на вопросы.
За ответ на 1-й вопрос 1 б. За ответ на 2-й вопрос до 3 б., за ответ на 3-й вопрос до 2 б. Всего – 6 б.
На предприятии Н произошел сбой по выплате заработной платы на два месяца. Рабочий С. обратился к руководству предприятия, для того, чтобы решить эту проблему. Однако ещё в течение месяца данный вопрос не был решён, а обратившегося рабочего руководство предприятия уволило с работы. Конфликт на предприятии продолжал нарастать. Большая часть рабочих поддержало законные требования о своевременной выдаче заработной плате и восстановлении на работе рабочего С.
В этой ситуации владелец предприятия выплатил всем рабочим заработную плату с добавочной оплатой за не своевременную оплату труда и восстановил на работе уволенного рабочего.
3.1. О каком социальном явлении идет речь в тексте?
3.2. Назовите стадии его развития и проиллюстрируйте их фрагментами текста.
3.3.Укажите стратегию поведения, которая используется в этой ситуации.
ЗАДАНИЕ 3. Ответ:
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4
ЗАДАНИЕ 4. Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Запишите составленные вами определения.
За каждый верно составленный ответ 2 б. Всего: 4 б.
Социализированный, индивид, это.
Успех, вперёд, движение.
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8
ЗАДАНИЕ 5. Заполните пропуски в тексте, вставив цифровые обозначения из ниже представленного списка понятий. Обратите внимание на то, что в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.
За правильный ответ 1б. Всего 8 б.
Мораль как форма духовной жизни возникла уже в _______________. Мораль не имеет чётко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть____________, там всегда есть место моральной оценке. Она возникает____________, ее нормы, как правило, носят__________ характер, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу_________ . Как и право, она имеет значение___________; в отличие от права не _________. В морали на первый план выходит___________ , тогда как в праве главным считается сам факт совершённого деяния.
Список слов и сочетаний слов:
первобытное общество
инстинкт
создается государством
общественное мнение
отношения между людьми
стихийно
императив
эпоха Средневековья
формальный
законодательный акт
Устный
Внутренний мотив
Древний Египет
Государственное принуждение
Государство
4
ЗАДАНИЕ 6. Решите правовую задачу.
Проанализируйте с точки зрения административного законодательства данные ситуации. По 2 б. за правильный ответ. Всего 4 б.
а) Гражданин выгуливал во дворе собаку без намордника, к нему пошел дворник и оштрафовал его.
б) В квартире М. всю ночь велись ремонтные работы, сопровождавшиеся шумом, что мешало соседям спать. Соседи обратились с заявлением в полицию.
Ответ:
а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13
ЗАДАНИЕ 7. Решите кроссворд
За каждый правильный ответ по 1б. Всего 13 б.
-
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7
|
|
|
|
|
| 8
|
|
|
|
|
| 9
|
|
|
|
|
|
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
|
|
|
|
|
| 13
|
|
|
|
|
|
Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Одно из основных проявлений экономики.
Товар или услуга, в которой нуждаются люди.
Побудительная причина действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов.
Трудовое денежное вознаграждение.
Специальные знания, полученные работником, а также приобретённые им в практической деятельности умения, навыки.
Осязаемые предметы, выставленные на продажу.
Один из факторов производства.
Разница между доходами и затратами производителя.
Тип хозяйства, при котором что производится, то и потребляется.
Объем знаний, который можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.
Неосязаемый объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
II ЧАСТЬ
19
ЗАДАНИЕ 8. Творческое задание. Прочитайте внимательно притчу и выполните задания. Всего за правильные, полные и оригинальные ответы
на вопросы 19 баллов.
Притча «Лучшее и худшее»
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок.
– Купи нам всего лучшего, что есть на свете!
Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, тушёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!
– Так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!
На завтра Эзоп подаёт опять одни только языки:
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну – ничего нет хуже языка!
Рассердился Ксанф, но придраться не смог.
Ответы на вопросы излагаются в свободной форме.
8.1. О чем повествует эта притча? Дайте краткий ответ. За аргументированный полный ответ до 5 б.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.2. Какой урок можно извлечь из этой притчи? Назовите не менее трёх позиций. За способность соотнести с жизненным опытом, наличие жизненных примеров до 7 б.
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.3. Попробуйте составить обязательное напутствие читающему по принципу «Делай так, а не иначе». За оригинальность и практическую ценность, своеобразие рекомендуемых правил жизни до 7 б.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаем вам успехов!
Оценка за работу
(заполняется жюри)
| Итого:
| Задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Оценка
(макс. балл)
| 6
| 4
| 6
| 4
| 8
| 4
| 13
| 19
| 64
| Примерное время выполнения
мин.
| 5
| 5
| 10
| 6
| 10
| 6
| 16
| 22
| 80
| 1-й эксперт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-й эксперт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |