Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию


страница1/2
ob.na5bal.ru > Спорт > Документы
  1   2
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2016-2017 учебный год

9 класс

Шифр ________
Уважаемый участник всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!

Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места.

Максимальный балл – 100

1 часть.

10

1. «Да или нет»? Установите верность или ложность утверждений. Внесите свои ответы в таблицу.

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 10 баллов.

1.1. Престиж – уважение к социальному положению, занимаемому человеком, сложившееся в обществе.

1.2. Зарплата – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени.

1.3. Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предполагаемых к обмену товаров.

1.4. Переход от общества досуга к трудовому обществу – общемировая тенденция.

1.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

1.6. В процессе общения происходит активное взаимодействие субъекта с объектом.

1.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.

1.8. Все авторитарные государства являются унитарными.

1.9. Разделение властей в РФ характеризует наличие властных полномочий правительства и президента.

1.10. Семейные права и обязанности неотчуждаемы.
Ответ:

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10































2. Определение соответствия. Работа с таблицей.

Как известно, суждения об обществе как о целостной системе и социальных процессах, возникающих в результате постоянного воздействия окружающего мира, социальной среды, отражены в социологии и (другой науке).

Озаглавьте вторую колонку таблицы. Вставьте в соответствующие строки таблицы порядковые номера приведенных ниже суждений социологов и представителей определенной вами науки.

8

За верное определение отрасли науки – 1 балл; за каждую правильно соотнесенную позицию в каждой колонке по 1 баллу. Всего – 8 баллов.

  1. У предпринимателей на первом месте находятся экономические интересы и распределение собственности.

  2. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.

  3. Мышление людей, занимающихся управленческой деятельностью, является стереотипным, а у людей, ведущих предпринимательскую деятельность, – инновационным.

  4. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии каждого члена семьи.

  5. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

  6. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает и распространяет ее, при этом произвольно искажая, трансформируя эту информацию, т. е. порождая слухи.

  7. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

Ответ:

Социология











3. По какому принципу сформированы ряды? Назовите принцип образования ряда. Определите, что является лишним в ряду. Кратко объясните почему.

8

За каждый правильно определенный принцип 1 балл, за верно исключенный термин с пояснением – 1 балл. Итого по 2 балла за правильно отмеченные позиции в каждом ряду. Всего 8 баллов.
3.1. Ощущение, восприятие, представление, умозаключение.
3.2. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г.В.Ф. Гегель.
3.3. Право, мораль, религиозная норма, традиции, корпоративная норма, инструкция.
3.4. Вороний день, праздник Трясогузки, Медвежьи игрища, Комоедица.
Ответы:
3.1.




3.2.




3.3.




3.4.




4. Правовые задачи. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации.

6

В зависимости от четкости и полноты обоснования ответа может начисляться до 3 баллов за каждую позицию. Всего 6 баллов.
4.1. Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Останется ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
4.2. Л. недоволен оплатой труда, которую владелец частного предприятия (он трудился на нем две недели) произвел с ним. Л. заявил владельцу, что обратится с жалобой в суд. Тот ответил, что поскольку между ним и Л. не был заключен трудовой договор, то официально трудовые отношения не возникли, а следовательно суд не примет иск, «Но ведь я работал, а трудовых отношений значит на было?» – воскликнул Л. Разрешите ситуацию, опираясь на Трудовой кодекс РФ.
4.1. Ответ:














4.2. Ответ:


















5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний слов в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание на то, что слов и сочетаний слов в списке больше, чем пропусков.

11

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Всего 11 баллов.

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает __________________, в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ____________. Изначально ____________________ была основным средством производства, определяющим благосостояние народов. К такому понятию относятся не только собственно географические территории, но все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без _________________. Именно человек является инициатором организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является _________________. Этот термин имеет много значений.

В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других – с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство – не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом, как __________________, – организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме ______________, _______________ – процент, ___________________ – ренту, ______________ – прибыль.

По поводу этого дохода между его владельцем и _________________ возникает система сложных экономических отношений.

  1. труд человека;

  2. предпринимательская деятельность;

  3. земля;

  4. производственная деятельность;

  5. дивиденды;

  6. деньги;

  7. фактор производства;

  8. хозяйственная деятельность;

  9. капитал;

  10. собственник земли;

  11. заработная плата;

  12. государство;

  13. собственник капитала;

  14. предприниматель;

  15. общество.


6. Что является лишним среди приведенных отрывков? Поясните, почему вы так решили.

3

За верный ответ с полным обоснованием до 3 баллов, за верный ответ с частичным обоснованием – 2 балла, за правильный выбор без обоснования – 1 балл, при неверном обосновании лишнего и неверном выборе лишнего баллы не начисляются. Всего 3 балла.


  1. «Называй сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если железом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословие».

(Домострой)


  1. Тот остается не у дел, кто восстает на свой удел,

А твой удел – крестьянский плуг, не выпускай его из рук.

(Из поэмы ХII в.)

  1. Капитал

его величество,

некоронованный,

невенчанный,

объявляет

покоренной

силу деревенщины.

(В. Маяковский)

4) «Каждый христианский король, приближаясь к своему концу, слезно молит о помощи священника. Но какой мирянин когда-нибудь, даже в смертный час, для спасения души взывал к помощи земного короля? Если же короли отвечают за свои грехи перед священниками, то кто имеет больше права судить их, как не римский папа?»

(Из письма Григория VII, ХI в.)
Ответ:

Лишняя позиция ________, так как












7. Решите кроссворд.

14

По 1 баллу за каждое верно указанное слово. Всего 14 баллов.

1




2






























































































6




3



















4










5





































7

















































8





































9




























10

















































11

























12



















13











































14
































































































































































































































































По горизонтали:

1. Способность ценностей превращаться в деньги.

3. Всякий институт или механизм, который сводит вместе предъявителей спроса и поставщиков конкретного товара или услуги.

7. Считается, что если этот показатель сметы государственных доходов и расходов превысит 10%, это приведет к гиперинфляции.

9. Философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.

10. «То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду». М.Е. Салтыков-Щедрин (понятие).

12. Согласно «Этимологическому словарю русского языка» это слово заимствовано в Петровскую эпоху из итальянского языка, где означало «конторка, стол менялы», восходит к немецкому «стол, скамья».

13. Рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.

14. Автор труда «Исследование о природе и причинах богатства народов».

По вертикали:

2. «Невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

4. Уровень этого показателя – нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

5. В переводе с английского – «дело», «занятие»; в «Советском энциклопедическом словаре» – занятие, являющееся источником наживы.

6. Способ продажи отдельных видов товаров в виду публичного торга.

8. «На рынке корову старик продавал,/Никто за корову цены не давал./Хоть многим была коровенка нужна,/Но, видно, не нравилась людям она». С. Михалков (понятие).

11. Он разработал теорию денег как формы богатства в отличие от кейнсианства, которое рассматривает деньги только как инструмент хозяйствования.

12. «Быки», «голубые фишки», «медведи» (учреждение, где действуют агенты, обозначаемые этими терминами).

8. Дорогой юный друг! Ты живешь в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, который известен уникальной культурой коренных малочисленных народов Севера. Попробуй ответить на следующий тест. Внеси свои ответы на задания группы А (1 – 6) в таблицу, на задания группы Б (7 – 9) – в отведенное для ответа место.

9

За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 9 баллов.

А. Выберите правильный ответ
8.1. Как раньше называли народ манси?

а) остяки

б) ненцы

в) вогулы
8.2. Как раньше называли народ ханты?

а) вогулы

б) остяки

в) энцы
8.3. Предки современных манси и ханты были известны как…

а) остяки

б) угры

в) югорчане

8.4. Как раньше назывался город Ханты-Мансийск?

а) Югра

б) Вогульск

в) Остяко-Вогульск
8.5. Где проживали предки народа манси?

а) на Востоке

б) на Западе

в) в Западной Сибири
8.6. Какая птица по мифологии манси создала землю?

а) гагара

б) лебедь

в) ворона
Ответы:

1

2

3

4

5

6



















Б. По какому принципу образованы ряды:

8.7. Анна Конькова, Андрей Тарханов, Юван Шесталов, Еремей Айпин, –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.8. Вороний день, праздник Трясогузки, Медвежьи игрища – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.9. Чум, изба, землянка, лабаз – ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните схему «Виды монархии». Дайте определение каждому виду монархии.

6

За каждую правильно поставленную позицию по схеме по 1 баллу.

За правильную и развернутую характеристику – до 2 баллов, за краткое определение вида монархии – 1 балл. Всего 6 баллов.

Ответ:


Виды монархии


























1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Работа с текстом притчи. Логическое задание.

Притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления.

Притча не поучает, но дает намек на поучение, она деликатное творение народа.

В притчах в обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей, но увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим.

Многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности.

Прочитайте внимательно притчу и выполните задания.

10

Всего за правильные, полные и оригинальные ответы на вопросы 10 баллов.
Банка жизни

(Христианская притча)

Ученики уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился учитель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

‒ Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

  • Ну, она пустая, ‒ сказал кто-то.

  • Совершенно верно, ‒ подтвердил учитель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха. ‒ А теперь что вы можете сказать об этой банке?

  • Ну, а теперь банка полная! ‒ опять сказал кто-то из учеников.

Учитель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:

  • А теперь?

  • Теперь банка полная!!! ‒ начали вторить ученики.

Тогда учитель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

‒ Ну, теперь-то банка точно полная, ‒ загалдели ученики.

Тогда учитель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки с чаем и влил их в банку:

‒ А вот теперь банка полна! ‒ сказал он. ‒ А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка ‒ это наша жизнь, камни ‒ это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение. Горох ‒ это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или другая вещь. А песок ‒ это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни. Так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.

‒ Учитель, а что означают бутылки с чаем? ‒ спросил кто-то из учеников

Профессор опять хитро улыбнулся:

‒ Они означают то, что, несмотря ни на какие проблемы, всегда найдется время за чашкой чая подумать о смысле жизни.
Ответы на вопросы излагаются в свободной форме.
10.1. О чем повествует эта притча? Дайте краткий ответ. За аргументированный полный ответ до 3 баллов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.2. Какой урок можно извлечь из этой притчи? Назовите не менее трёх позиций. За способность соотнести с жизненным опытом, наличие жизненных примеров до 4 баллов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.3. Попробуйте составить обязательное напутствие читающему по принципу «Делай так, а не иначе». За оригинальность и практическую ценность, своеобразие рекомендуемых правил жизни до 3 баллов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть.

15

Творческое задание на выбор.

ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ.

Цель: определение собственного отношения к явлениям общественной жизни.

Критерии оценивания ответов:

  1. Понимание сущности поставленной проблемы – 2 балла.

  2. Логичность раскрытия темы – 2 балла.

  3. Знание точек зрения по проблеме – 2 балла.

  4. Самостоятельность суждений, умение аргументировать собственную точку зрения – 3 балла.

  5. Грамотность использования понятийного аппарата – 2 балла.

  6. Парадоксальность, оригинальность суждений, стиля изложения – 2 балла.

  7. Умение делать выводы и обобщения – 2 балла.

Всего 15 баллов.

Работа выполняется в отдельных ученических тетрадях.

ТЕМЫ ЭССЕ

(на выбор)


  1. «Стыжусь – значит, существую» (Вл. Соловьев).

  2. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» (Ж.П. Сартр).

  3. «Мужество подвергает испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве (Р. Сокман).

  4. «В стране, в которой правят хорошо стыдятся бедности.

В стране, в которой правят плохо, стыдятся богатства» (Конфуций).

  1. «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника» (Б. Шоу).

  2. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить (Л. Бердне).

  3. «Толерантность это не смерть различий, это поддержка и понимание различий» (А. Асмолов).

  4. «Горе земле, в которой подчинённые, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!» (М.И. Кутузов).

  5. «Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души». (М.А. Волошин).

  1   2

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией рф?

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Не совместимые мысли, высказывания, суждения не могут быть одновременно истинными. За составление закона 4 б

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию...
Физиологические, социальные, престижные, духовные, экзистенциональная –потребность человека

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Установите верность или ложность утверждений («Да или нет») и занесите ответы в таблицу

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Установите верность или ложность утверждений («да» или нет») и занесите ответы в таблицу

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию...
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов. За один неправильный ответ 0 баллов

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ...

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ...

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ...

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ...


Обществознание




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
ob.na5bal.ru
..На главную